elenakuzeeva (elenakuzeeva) wrote,
elenakuzeeva
elenakuzeeva

Особенности ролевой модели женщины в СССР

 Предлагаю Вашему вниманию небольшие зарисовки про жизнь женщин в "Великой стране Советов". Это про наших мам и бабушек. Как они жили, как к ним относились, чего от них ожидали... И что, в итоге, могли они передать по наследству нам, любимым?...
Интернет-ресурс: « В отличие от западных государств, где процесс эмансипации был эволюционным, органичным и длительным, сущность большевистской гендерной политики сводилась к признанию механически равенства между мужчинами и женщинами.

Одновременно государство поддерживало особую роль женщины в обществе, задавая границы доминирующего гендерного контракта (неписаных правил  взаимодействия, прав и обязанностей полов в частной и публичной сферах). Женщин массово привлекали к труду, в том числе самому тяжелому физическому. По большевистской модели, женщина должна работать полный рабочий день, воспитывать детей и одновременно ухаживать за домохозяйством, заниматься родственниками преклонного возраста.

Ее работа и материнство были возведены в ранг гражданского долга. Культ матери, развившийся в СССР при Сталине, имел банальную прагматическую основу — способствовать увеличению народонаселения.

Семейное законодательство СССР 1968-го подтвердило центральную роль женщины в семье со ссылкой на то, что ей «обеспечиваются необходимые социально-бытовые условия для сочетания счастливого материнства со все более активным и творческим участием в производственной и общественно-политической жизни. Логика проста — нужно было максимально задействовать женщину на производстве и обеспечить страну новыми  рабочими руками  в следующем поколении. Только в 1980-х годах советские матери получили право на дополнительный отпуск по уходу за ребенком до момента достижения им полутора лет. К тому же предоставляем он был без сохранения заработной платы.

Уважение заслуживала только женщина, которая занималась мужской работой. Зарплата в Стране Советов была маленькая, чтобы человек любого пола и положения все время трудился, чтобы обеспечить себя. Надеяться, что ее прокормит человек, жене не приходилось, учитывая особые прелести «социалистического рая». Если женщина выбирала прежде привычные для нее традиционные женские обязанности: уход за домом, рождения и воспитания детей, она испытывала пресс общественного осуждения, ее клеймили «тунеядкой», «лентяйкой» и «барыней».

Долгое время официальная идеология отрицала сексуальность и телесность советских тружениц. Это общественное табу особенно проявлялось в сфере моды. В частности, в период культа личности царил запрет на одежду, подчеркивающую женские формы. Наряд гражданок СССР не должен был подчеркивать их прелестей, быть скромным и максимально простым (желательно «прямоугольным»). На протяжении следующих двух десятилетий «красная» пропаганда всячески противопоставляла порядочную и высоконравственную советскую женщину (мать и работницу) аморальной западной женщине, ориентированной на наряды, секс и удовольствия.

Атрофирование МУЖСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

«Тройная» нагрузка на женщин сопровождалась  сужением круга обязанностей мужчин. Новая гендерная система в условиях государственного регулирования заложила мину замедленного действия  путем усиленного атрофирования мужской  ответственности за свои семьи, постепенной нравственной деградации и даже маргинализации.

До массового «выхолащивания» мужчин довели также мировые войны, массовые репрессии, голодоморы, этнические чистки, которые нанесли непоправимый демографических потери.  По наблюдениям демографов, войны, эпидемии и голод больше «косят» именно мужскую часть человечества.

Сталинский режим масштабными репрессиями пагубно повлиял и на массовую психологию, насадив вместо традиционной патриархальной модели мужского превосходства в семье и вне ее принципы «не высовывайся» и «будь, как все». Компенсацией мужского недовольства своим положением стали алкоголизм и бытовые драки. Отсюда развилось и вопиющее несоответствие между гипертрофированным мужским «я», которое в условиях совка можно демонстрировать только друзьям в пивной или собственной жене на кухне, и  ничтожной возможностью его реализовать. Таким образом тоталитарный режим уничтожил морально мужскую часть общества и способствовал формированию духа прислужничества, а это еще больше усилило моральный упадок общества, особенно его мужской части.

 В повседневной сфере социального воспроизводства от женщины ожидали традиционного: заботы, обслуживания, реального и символического материнства, а также выполнения функций, которые компенсировали неразвитость соответствующего сервиса и дефицит товаров широкого потребления. Официальное предпочтение модели семьи, которая базировалась именно вокруг женщины, было закреплено в Конституции СССР 1977-го, определявшей роль женщины в обществе как «труженицы, матери, воспитательницы своих детей и домохозяйки».

Стратегии выживания в условиях брежневского застоя усилили женскую гендерную роль. Умение получить пищевые продукты, обеспечить семью одеждой, устроить ребенка в садик и хорошую школу, организовать визит пожилых родственников к квалифицированному врачу или прием гостей — все это определяло социальную компетентность домохозяйки. Положение советской женщины придавало ей ответственности, силы, способности к управлению другими, зависящими от ее заботы. В таких условиях продолжалась инфантилизация мужа, не способного ни взять на себя часть бытовых обязанностей, ни  полноценно реализоваться в социальном плане.

После распада СССР трансформация гендерных отношений сопровождалась своеобразным «патриархальным ренессансом», который вынес на поверхность архаичные и прежние стереотипы в представлении о роли женщины в семье и социуме. Но, несмотря на структурные изменения и возникновение новых гендерных практик,-- правила, нормы и традиции, которые происходят от советских моделей поведения, все еще ​​устойчивы.

___________________________________________________________________________

Интернет-ресурс:

"В СССР равноправие сводилось к уравниванию обязанностей женщин и мужчин, а не их прав. Женщина могла водить трактор или работать на заводе, но это было, скорее, выравнивание по нижней планке: мужчина женских обязанностей не перенимал. Зато при небольшом попустительстве он мог чувствовать себя все более расслабленно. «Из-за советского "уравнивания прав" под конец существования СССР мужчина уже даже не был обязан больше зарабатывать, - вспоминает Макаркин. В СССР женщины часто делали карьеру и в мужских профессиях, но их, скорее, не допускали на руководящие должности. Хотя они нередко становились главой семьи».
__________________________________________________________________________
 Интернет-ресурс: «По сей день в Москве и других  российских городах можно часто увидеть женские рабочие бригады: дамы в ватниках и платках на голове шпаклюют, кладут кирпич, таскают ведра с раствором. «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет», - писал в XIX веке о русской женщине поэт Николай Некрасов.

 Этот образ накрепко засел в российском сознании: женщина должна быть сильной, предприимчивой, стойкой к жизненным невзгодам.

 По мнению современных социологов, женщины лучше, чем мужчины, чувствовали себя во время перестройки и резкого перехода к рыночной экономике.»

Tags: женщина и мужчина
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments